C уборкой снега в Стокгольме дела обстоят гораздо хуже, чем в Москве. Зато людей на велосипедах даже в снегопад там больше, чем в российской столице. #velonation пытается разобраться в этом феномене.

Снег шел второй день подряд. В воскресенье днем, когда я только прилетела в Стокгольм, он был мокрым и оперативно таял, образуя жидкое месиво на асфальте. Ближе к вечеру похолодало, и снег стал ложиться уже плотным белым слоем — сперва на газонах и обочинах, а потом и на дорогах с тротуарами. Местные коммунальные службы проявляли к этому полное равнодушие — никаких попыток убрать улицы. Стокгольмцы, вместо того, чтобы писать жалобы на местный аналог сайта gorod.mos.ru, бодро рассекали по городу в резиновых сапогах. Ни тебе снегоуборочной техники, ни людей с лопатами. Я поначалу списала это на воскресный день — все же знают, что в выходные жизнь в Европе замирает, рестораны-магазины работают через раз, все отдыхают. Но и в понедельник утром на улицах, к тому моменту уже покрытых слоем снега толщиной в несколько сантиметров, не было никаких признаков уборки. Ключевая разница с воскресеньем заключалась лишь в количестве людей на велосипедах. Если накануне я встретила от силы человек пять-шесть велосипедистов, то теперь они были заметными участниками дорожного движения — где-то раз в минуту мимо меня проезжал очередной велосипед.

Первое устро после снегопада.
Первое утро после снегопада.

Снегоуброчная техника появилась на улицах города лишь в ночь с понедельника на вторник — около трех часов утра с грохотом военного парада под окнами моей гостиницы прошла колонна тракторов, сгребавших снег с дороги поближе к обочине. После чего снег продолжал падать еще два дня, почти безостановочно. (Возможно, он падал и дольше, просто через четыре дня я вернулась домой).

Этот снег сгребли с дороги, но он все равно чистый.
Этот снег сгребли с дороги, но он все равно чистый.

В Москве при таких погодных услвоиях движение в городе встало бы намертво. Стокгольм продолжал жить своей жизнью и выглядел ни в пример привлекательней столицы нашей родины. Меня, естественно, больше всего интересовало, как живут местные велосипедисты, поэтому отправилась с визитом к Эрику Сверину из компании BikeSweden (занимается прокатом велосипедов и организацией велотуров) и часа два подряд выпытывала у него, как у них все устроено.

Processed with VSCOcam with h5 preset
Мужчина паркует велосипед в торговом центре города.

В отличие от братского Копенгагена, Стокгольм не может похвастаться развитой велоинфраструктурой. По словам Эрика, местные власти и бизнес-сообщество не всегда понимают, какая польза от велосипедов и не видят разницы между маршрутами, которые позволяют быстро приехать на работу в город из спальных районов, и теми, что хороши для прогулочных целей. Здесь нет выделенных (конструктивно отделенных от дороги посредством парковки, бетонной ограды и т.п.) велодорожек — их рисуют краской по дорожному полотну и в снегопад они, естественно, не видны. Но стокгольмцев это не останавливает.

Судя по соотношению людей на велосипедах и велосипедов, припаркованных вдоль дорог, большинство в таких условиях от поездок все же воздерживается. На самом деле в разгар снегопада не то что ездить, ходить по городу не очень то комфортно — снег лепит в глаза со страшной силой. Неудивительно, что люди на вело в массе своей экипированы шлемами и яркими жилетками — видимость во время снегопада в разы ниже, а шансы упасть на нечищеной дороге в разы выше. Тем не менее, даже в разгар снегопада их здесь больше, чем в Москве в погожий летний день.

Processed with VSCOcam with a5 preset
Хозяева этих велосипедов из-за снега решили остаться дома.

Ездить по Стокгольму на машине, судя по всему, тоже гораздо веселее, чем по Москве, хотя тут есть все, что так ненавидят многие наши автомобилисты: светофоры на каждом шагу, пешеходы, которые переходят улицу, где в голову взбредет, платная парковка, жесткое по нашим меркам ограничение предельной скорости (не больше 30 км/ч в жилых районах и до 70 км/ч на скоростных дорогах) и даже плата за въезд в центр. Её, как рассказывает Эрик, ввели несколько лет назад, но тариф назначили небольшой – буквально пару евро. Люди с непривычки начали пересаживаться на общественный транспорт, но потом пообвыклись и вернулись за руль. Не исключено, что в скором времени власти повысят расценки, но и без этого обстановка на дорогах спокойная. Даже несмотря на снегопад и бездействие коммунальных служб — пробок нет. Машины и общественный транспорт едут — медленно, километров 20 в час, но без всяких заторов.

Processed with VSCOcam with a2 preset
Вечер снежного дня.

Но самое удивительное — это то, как выглядит снег. В Москве, когда начинается снегопад, народ любит украшать соцсети картинками на тему «зимняя сказка», но снимают их так, чтобы земля в кадр не попала — под ногами и под колесами в Москве моментально образуется жидкая черная грязь. В Стокгольме снег остается снегом, и выглядит это действительно сказочно. Понятно, что транспорт делает свое дело — на второй день снег на дорогах из белого трансформировался в серый, а на третий и четвертый день начал подтаивать и превращаться в лужи, так что я разгуливала по городу с отсыревшими ботинками. Но и лужи радикально отличались от московских — они были абсолютно прозрачными, через воду просматривалось дно. Бока автомобилей оставались чистыми, как и мои штаны, которые я в дни московской слякоти вынуждена стирать ежедневно.

Зимняя сказка по-стокгольмски.
Зимняя сказка по-стокгольмски.

В Москве грязь на дорогах часто оправдывают размерами города — мол, небольшой город вроде того же Стокгольма гораздо проще держать в чистоте. Но правда в том, что у большого города и ресурсов тоже больше. Наши снегоуборочные машины крупнее стокгольмских и численность их, как я подозревают, значительно выше. Парадокс в том, что в Москву убирают гораздо лучше, однако халтурная стокгольмская уборка дает гораздо более симпатичный и удобный для горожан результат.

Processed with VSCOcam with a9 preset
Зимняя сказка по-московски.

По словам Эрика, в городе есть несколько велодорожек, которые считаются ключевыми для организации велодвижения, — их чистят и даже посыпают солью, чтобы избежать обледенения. Точно также в центре имеется ряд тротуаров, оснащенных подогревом, на которых снег моментально тает. Выглядит это завораживающие: топаешь по городу в снегу по щиколотку, а потом бац — и ты вдруг на идеально чистом тротуаре. Но это исключение. Основная часть улиц завалена снегом. На тротуарах, где есть риск образования наледи, применяют крупную гранитную крошку. По весне, как мне сообщила одна местная жительница, ее собирают огромными пылесосами, чтобы следующей зимой снова пустить в дело. На дорогах вроде бы иногда тоже применяю соль. Но, судя по состоянию этих дорог, случается такое нечасто.

К слову сказать, наблюдавшиеся мною погодные условия для Стокгольма не являются чем-то необычным. Температура с уклоном в легкий минус для них тоже норма зимней жизни. То есть все это сильно напоминает родную нашу столицу в последние годы (как ни крути, а климат изменился). С той лишь разницей, что у нас пусть изредка, но бывают крепкие морозы, а там -10 — редкость. Но и наши морозы – не повод посыпать все кругом противоледным реагентом. Как известно любому пешеходу, в случае резкого потепления лед на тротуарах все равно образуется — особенно, когда вода из водосточных труб течет прямо на асфальт, а не в специальный водоотводный желобок, и никакой реагент от этого не спасает.

Processed with VSCOcam with g3 preset
Москва. По такой дороге ехать на велосипеде не хочется.

Глядя на засыпанные снегом стогольмские улицы легко придти к выводу, что убирать вообще не надо. Но это, понятное дело крайность. Убирать, конечно, надо. Но лучше — в меру. Стокгольм фантастически чистый город в любое время года, но вечно сырые от подтаявшего снега ботинки сбрасывать со счетов я бы не стала. Это явно не самая приятная среди местных достопримечательностей. Правда в том, что зима – сложное время года. Получить идеально удобные для горожан улицы при температуре плюс-минус ноль и нескончаемом снегопаде невозможно, надо с этим смириться и не пытаться отскрести город до июльского состояния. Не надо крайностей – если засыпать весь горд реагентами во имя благой цели избавления от снега и льда, то вместе со снегом и льдом будут уничтожены и все зеленые насаждения. А уничтожение зелени приводит к умножению грязи. Что, собственно мы и наблюдаем в городе Москве и отсутствие чего так радует глаз в зимнем Стокгольме.

Processed with VSCOcam with f2 preset
Заснеженная стокгольмская улочка.